Через ГУЛАГ к творчеству. Музыка дочери атамана Г. М. Семёнова.
И. Ф. Скворцова
В 2003 году в издательстве «Sonata Publishing», Sydney, в серии Russian Composers Series вышел сборник E. Yavtsev Twelve Selected Piano Solos for students & music lovers (intermediate). Его автор - Елизавета Григорьевна Явцева - музыкант и композитор, член Союза композиторов Австралии, женщина необычной, трудной и удивительной судьбы. Познакомилась я с ней в 1976 году в Абрау-Дюрсо. Елизавета Григорьевна, будучи очень скромным человеком, отличалась интеллигентностью и какой-то "не советской" образованностью и знанием языков. О её судьбе ходили легенды ([ 9], [ 10], [ 11]).
Елизавета Явцева – третья дочь генерал-лейтенанта, атамана Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск Григория Михайловича Семёнова - одного из самых известных и влиятельных командиров Белого движения. По её словам, он "был последним лидером Белого движения, который воевал с большевиками до 1921 года" (из интервью репортёру ABC Radio National Венди Карлайл в 2007 г. [ 2]). В сентябре 1921 года после поражения Белого движения на Дальнем Востоке Г. М. Семёнов, прекращает военные действия против большевиков и вынужден покинуть Россию. Продолжая активную политическую борьбу, он переезжает из одной страны в другую, а после 1932 г. поселяется в Маньчжурии в Дайрене [ 3]. В Японии в городе Йокогама в 1929 году появилась на свет дочь Елизавета. Старше её были братья Вячеслав и Михаил и сёстры Елена и Татьяна.
В 1945 году советская армия заняла Маньчжурию. Японцы настойчиво предлагали её отцу специальный катер для эвакуации на юг Кореи, однако атаман решил разделить участь казаков, приведённых им в Маньчжурию. Существует несколько версий-легенд обстоятельств ареста генерала Семёнова ([ 3], [ 5]).
По одной из них, атаман в буквальном смысле вышел навстречу своей смерти со словами: "Я Семёнов" [ 5]. И только в 2001 г. в газете «Труд» появились подробные воспоминания Елизаветы Григорьевны об аресте отца [ 4], свидетелем которого она была. Арестован он был советским десантом 22 августа 1945 г. в его доме в дачном посёлке Такахаси под Дайреном и самолётом доставлен в Советский Союз. Там он был обвинен Военной коллегией Верховного суда в контрреволюционной деятельности и как «враг советского народа и активный пособник японских агрессоров» приговорён к смертной казни и повешен 30 августа 1946 года [ 19].
Все члены его семьи позже были тоже переправлены в СССР и репрессированы. Дочерей Елену, Татьяну и Елизавету арестовали 24 июля 1948 г. [ 4]. Сын Вячеслав, Елена, Татьяна и Елизавета получили по 25 лет лагерей, сын Михаил – инвалид-колясочник с детства был попросту убит при этапировании в лагерь [ 6].
Елизавета Григорьевна провела в ГУЛАГе восемь лет. Отсидев их в особом лагере № 7 - Озерлаге ([ 13], [ 14], [ 15], [ 16], [ 17]) под Тайшетом [ 18] для политических заключённых и до сих пор не любит вспоминать об этом. В 2007 г. в упомянутом интервью репортёру Венди Карлайл она сказала, что "это слишком больно, чтобы помнить". ( Я ни разу не слышала от неё никаких рассказов о её прошлой жизни, хотя общалась с Елизаветой Григорьевной довольно много.) Известно [ 7], что первоначально Елизавету Григорьевну определили на лесоповал. Но она была просто непригодна к такой работе, и её перевели на транспортировку брёвен. Это тоже был непосильный труд для женщин, но легче в особом лагере никто ничего не предлагал. Однажды при работе в каменном карьере при взрыве сопки её ударило по голове корневищем дерева, и она, обливаясь кровью, потеряла сознание. Шрам на голове остался напоминанием на всю жизнь.
Только после смерти Сталина, когда режим смягчился, Елизавета Григорьевна попала в культ-бригаду. Аккомпанировала на аккордеоне.
В этом же интервью она рассказала, как ещё в лагере стала сочинять музыку на аккордеоне, одолженном ей охранником.
В лагере Елизавета познакомилась и со своим будущим мужем Николаем Михайловичем Явцевым – моряком-штурманом, отбывавшим свой двадцатипятилетний срок за выпущенную обойму патронов по портрету “отца народов” (не сдержал эмоции после тяжёлых раздумий на посту караула во время службы в армии). История их знакомства и другие моменты жизни Елизаветы Григорьевны описаны в документальном (и автобиографическом) рассказе «Дочь атамана» Льва Николаевича Князева - известного Владивостокского писателя-мариниста [ 8].
В 1956 году она и её будущий супруг Николай были освобождены, а позже реабилитированы. Дождавшись освобождения обоих (освободили их не одновременно), Елизавета и Николай поженились. Родились дети: дочь и сын. Из города Искитим (Новосибирская область), где Елизавета Григорьевна жила на поселении, она с семьёй переезжает в посёлок Абрау-Дюрсо под Новороссийском. Сначала жили в общежитии. Потом получили в Абрау-Дюрсо двухкомнатную квартиру. Елизавета Григорьевна преподавала фортепиано, работала с молодёжью, создала вокально-инструментальный ансамбль, который исполнял произведения в её аранжировке.
Сын Елизаветы Григорьевны Николай - талантливый музыкант. Окончил с отличием Новороссийское музыкальное училище по классу флейты. По классу фортепиано учился у меня. (Тогда я преподавала фортепиано в этом училище.)
Когда в 90-е годы открыли границы, сын женился на австралийке русского происхождения и уехал в Австралию. Вслед за ним туда уехали сестра и родители. Так Елизавета Григорьевна оказалась в Сиднее. И только там смогла впервые издать свои произведения. В сборнике [ 1], о котором выше шла речь, 12 пьес для фортепиано:
Scherzo (Скерцо) in A minor Op. 4
Romance (Романс) Op. 97
Scherzetto (Скерцетто) in F minor Op. 10
Prelude (Прелюдия) in E minor Op. 29 № 1
Sentimental Waltz (Сентиментальный вальс) (C minor) Op. 55
Song of The Bellbird (Песня птицы Беллбёрд)
Down The Swan River (Вниз по реке Суон)
Snowdrop (Подснежник)
Sunset (Закат)
A little Spanish Fantasia(Маленькая испанская фантазия)
Oriental Fantasia (Восточная фантазия)
Russian Fantasia (Русская фантазия)
Дети Елизаветы Григорьевны - Николай и Татьяна (тоже выпускница Новороссийского музыкального училища) помогали подготовить сборник к печати.
Различные по характеру и содержанию пьесы сборника заинтересовали преподавателей Новороссийского музыкального училища и были включены в учебный репертуар. Отличающиеся по сложности, они хорошо подходят для учащихся с разным уровнем подготовки. Очень важна яркая мелодическая основа пьес, так как работа над такими пьесами способствует эмоциональному и музыкально-художественному развитию учеников.
Простая форма изложения некоторых из них позволяет, не отвлекаясь на технические трудности, сосредоточиться на качестве звука и правильном звукоизвлечении.
Пьесы имеют различную фактуру изложения. В них использованы разнообразные технические средства, передающие характер музыки и помогающие полнее и ярче раскрыть её образное содержание. Поэтому работа над пьесами сборника позволяет развивать различные виды техники и совершенствовать разнообразные технические приёмы игры.
Елизавета Григорьевна Явцева в своих произведениях продолжает традиции русской фортепианной школы. Недаром её преподавателем в музыкальном колледже был ученик С. В. Рахманинова. А самой яркой пьесой сборника является Русская фантазия, в основе которой лежат темы русских народных песен. В конце статьи приведён её Фрагмент.
Интерес к её сборнику на Родине порадовал Елизавету Григорьевну. Но пока пьесы сборника недоступны широкому кругу музыкантов. Хотелось бы увидеть этот сборник опубликованным в России.
Живя в Австралии, Елизавета Григорьевна остаётся патриотом. Отец – первый переводчик на монгольский язык стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева [ 10]. И теперь вдали от России Елизавета Григорьевна остаётся в курсе событий на Родине и радуется хорошему или переживает беды вместе со всеми нами. Так в декабре 2007 года в своём интервью [ 2.] для ABC Radio National в рамках брифинга по случаю приезда президента В. В. Путина в Австралию на саммит АТЭС, она сказала: “I respect him, I feel he is really Russian and he really cares much for Russia” ("Я уважаю его, я чувствую, что он - истинно русский человек, и он действительно много заботится о России"), "…I am trying my respect and my hope that everything will be done as it has to be, and that Russian people will be happy and lucky." ("…Я пытаюсь выразить моё уважение, и я надеюсь, что всё будет сделано так, как оно должно быть, и что русские люди будут счастливы и удачливы.").
Представляя Елизавету Григорьевну на этом брифинге, Венди Карлайл рассказал о поворотном моменте в её отношении к действовавшему тогда президенту В. В. Путину. Она увидела его по телевидению в церкви, осеняющим себя крестным знаменем. Это поразило её, т. к. в памяти остались времена, когда церкви были закрыты, и когда самым безопасным местом для молитвы была постель. Сама Елизавета Григорьевна сказала, что, увидев Путина по телевизору в церкви молящимся, она была поражена и так счастлива: ".., I was so happy. At last, at last, it happened that the religion is coming, really coming back to Russia, the President is praying." ("Наконец-то, наконец, случилось так, что религия приходит, действительно возвращается в Россию, президент молится.") Из этих слов понятно, почему ко времени визита В. В. Путина в Австралию она написала торжественный церемониальный марш, и с каким чувством она его сочиняла.
Как же сильна надежда на лучшую судьбу для России у подлинных и даже таких многоопытных, прошедших жернова ГУЛАГа её патриотов. И как жаль, что действительность, окружающая живущих здесь, - против этой надежды-мечты, а люди, наиболее влияющие на нашу жизнь, вряд ли разделяют эту веру-мечту.
Е. Г. Явцева (в центре) на поселении в г. Искитим Новосибирской области. (Фотография из коллекции В. М. Сибирцевой. Взята с сайта «Русский Вестник»)
Австралия. На снимке: Елизавета Григорьевна Явцева - вторая справа, её сын Николай с супругой и адъютант (103 года) атамана Семёнова. (Фотография взята с сайта, указанного в [ 4]. Заметим, что подпись к этому снимку на указанном сайте не точна, и исправлена здесь.)
Австралия. Слева и справа - Елизавета Григорьевна Явцева и её супруг Николай. В центре - В. А. Москвин - директор Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье». (Фотография взята с сайта, указанного в [ 4].)
Абрау-Дюрсо, октябрь 1976 г. Елизавета Григорьевна Явцева в центре. Слева на снимке Евгений Пархомов – заслуженный работник культуры Кубани, Елена Пархомова – преподаватель фортепиано Новороссийского музыкального училища. Слева от Е. Г. Явцевой преподаватель фортепиано Ирина Скворцова и работник клуба посёлка Абрау-Дюрсо, в котором работала Елизавета Григорьевна. Снимок сделан в этом клубе. (Фотография из семейного фото-архива Пархомовых Е. В. и Е. Ф.)
Фрагмент «Русской фантазии» Е. Г. Явцевой из сборника [1]:
|